Информация о фактически достигнутых результатах обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий,по состоянию на 1 декабря 2019 г. и перспективах развития
Организация инклюзивного образования в Киселевском городском округе
Современный этап развития системы образования характеризуется гуманистической направленностью и предполагает существенные изменения в отношении воспитания образования детей-инвалидов.
Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии всех его потенциальных возможностей: физических и психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Лица с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), это лица, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
Основные принципа инклюзивного образования:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Положительные следствия инклюзивного образования:
Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях обучения во время инклюзивных творческих (игровых) групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.
В Киселевском городском округе среди 15-ти школ – 136 детей-инвалидов и 19 обучающихся с ОВЗ;
В дошкольных образовательных организациях – 57 детей-инвалидов и 693 воспитанников с ОВЗ.
В школе-интернате 76 ребенка-инвалида и 131 обучающегося с ОВЗ.
Всего в КГО 405 ребенка-инвалида и 712 детей с ОВЗ.
Все дети-инвалиды, обучающиеся в школах, имеют диагнозы без нарушений интеллекта, обучаются по основной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечены бесплатными учебниками из фондов школьных библиотек. В обеспечении специальными учебниками, учебными пособиями не нуждаются.
Все дети-инвалиды, обучающиеся дистанционно, в рамках договора с Центром дистанционного обучения г.Кемерово, обеспечены специальными техническими средствами (компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат, колонки).
Дети-инвалиды, обучающиеся в школах-интернатах, имеют медицинское заключение о нарушении интеллекта различной степени тяжести, обучаются по адаптированным основным образовательным программам начального и основного образования. Все обучающиеся обеспечены бесплатными специальными учебниками.
При введении ФГОС «Образование» для обучающиеся с умственной отсталостью ежегодно приобретаются специальные учебники, учебные пособия.
В рамках государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2017 годы, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2013г. №367, муниципальной программы «Образование» в Киселевском городском округе 3 школы (МБОУ «СОШ № 14», МБОУ «СОШ № 25», МБОУ «ООШ № 3») оборудованы пандусами для входа в здание, расширенными дверными проемами, специальными туалетными комнатами; оснащены комплектами коррекционного оборудования для слабовидящих учащихся, для обучающихся с нарушением слуха и речи, для обучающихся детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В рамках государственной программы «Доступная среда», государственной программы Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы, муниципальной программы Киселевского городского округа «Образование» на 2016–2019 годы Мероприятие "Создание в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования) условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа детей-инвалидов" в 2017 году в Киселевском городском округе производились ремонтно-строительные работы в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества», в 2018 году в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №62 компенсирующего вида" - (произведено переоборудование санузла в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, выполнены работы по установке входной группы, поставлены комплекты коррекционного оборудования для слабовидящих учащихся, для обучающихся с нарушением слуха и речи, для обучающихся детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Организация инклюзивного образования в МБОУ "ООШ № 3"
Организация инклюзивного образования в МБОУ "СОШ № 14"
Организация инклюзивного образования в МБОУ "СОШ № 25"
Организация инклюзивного образования в МБУ ДО "ЦДТ"
Организация инклюзивного образования в МАДОУ "Детский сад № 62"
Во всех образовательных организациях:
- изданы приказы о назначении ответственного за направление работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- разработаны и утверждены соответствующих должностных инструкции;
- осуществляется ведение журнала учета проведения тематических инструктажей;
- проводится инструктирование (обучение) сотрудников по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов;
- в случае необходимости, разрабатываются, внедряются и совершенствуются адаптированные образовательные программы;
- осуществляется психолого-педагогическое и медицинское сопровождение обучающихся с особенностями здоровья;
- педагогами и ответственными лицами детям-инвалидам оказывается помощь по сопровождению в помещении образовательного учреждения, проводится индивидуальная работа по ликвидации затруднений с освоением обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.
Во всех организациях дошкольного, дополнительного и общего образования произведено комиссионное обследование зданий и прилегающих территорий с участием представителя Киселевской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (КГО ООО «ВОИ»), составлен Акт согласования управленческого решения о доступности для инвалидов объекта и услуг, разработаны и утверждены Паспорта доступности объекта и услуг для инвалидов и других мало-мобильных групп населения, разработан План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг образовательного учреждения.
На сайтах образовательных организаций размещена информация о реализации мероприятий по вопросам создания доступной среды в образовательной организации: нормативно-правовая база о порядке обеспечения доступности для инвалидов услуг образования, реализуемые образовательные программы и программы дополнительного образования, планы-графики по обеспечению введения ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ.
На официальном сайте управления образования и официальных сайтах всех подведомственных управлению образования организациях установлена «версия для слабовидящих».
Обучение на дому в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Положений образовательных организаций «Об организации индивидуального обучения на дому».
Основанием для организации индивидуального обучения на дому является медицинское заключение (справка МСЭ об инвалидности, либо справка врачебной комиссии с рекомендацией обучения на дому) и письменное заявление родителей (законных представителей).
Для каждого ребенка, обучающегося на дому, разрабатывается индивидуальный план, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, утверждается расписание уроков. Время проведения занятий и структура учебного плана согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося индивидуально, с учетом особенностей состояния здоровья.
Учителями-предметниками разрабатываются рабочие программы по предметам, составляется календарно-тематическое планирование. Учет успеваемости ведется в журналах индивидуального обучения на дому.
В Киселевском городском округе 45 педагога и 6 представителей административно-управленческого персонала образовательных организаций, прошедших повышение квалификации в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
В целях обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей в Киселевском городском округе организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дому и использованием дистанционных образовательных технологий.
Реализация данного направления осуществляется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27» при сотрудничестве с Центром дистанционного образования Кемеровской области.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ «СОШ № 27» 12 обучающихся детей-инвалидов обучаются на дому, т.е. получают образовательные услуги дистанционным способом с использованием ВКС-оборудования, что составляет 100 % охвата детей-инвалидов и детей с ОВЗ от нуждающихся в дистанционном обучении.
Все дети обеспечены комплектом необходимого оборудования для дистанционного обучения на дому.
Ежегодно проводится мониторинг потребности в обучении с использованием ДОТ-технологий. При необходимости направляется ходатайство о включении в проект дистанционного обучения в Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области.
Для обучения детей-инвалидов с помощью ДОТ-технологий привлечено 10 специалистов МБОУ «СОШ № 27», среди которых 10 сетевых педагогов (учителей-предметников).
Все специалисты прошли курсы повышения квалификации по обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ по использованию сетевых и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Ежегодно дети данной категории принимают участие в мероприятия городского, регионального и всероссийского уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, викторины) и занимают призовые места.
Дистанционное обучение детей-инвалидов в 2019-2020 учебном году